Прощание с оргалитом.

Рисование для меня никогда не имело коммерческой основы. Я этим не зарабатывал. Но это и не должно было быть финансовой дырой, засасывающей семейный бюджет. Поэтому коммерческая оптимизация расходов всегда была в режиме ВКЛ. Какой материал самый дорогой в рисовании маслом?

Нет, совсем не краски. В конце концов, на грунт можно пустить хозяйственную краску, на подмалевок и фон можно развести художественную краску разбавителем совсем жиденько. А на прорисовку идет совсем чуть. Самое дорогое - это холсты. А точнее - подрамники. Вопрос "на чем рисовать?" актуален всегда.

В России я экспериментировал всевозможными способами: от самостоятельной натяжки холстов, до ухода от холста в сторону картона, оргалита, фанеры, ДСП, ДВП. Картон - отличный. Дешевый, просто резать, элементарно повесить на любую поверхность. Но уже на этапе грунтовки картон идет винтом. И это невыносимо. Плиты дешевы в покупке. Чуть сложнее форматировать. Но вес такой, что вешать на стену страшно. Лучше прислонить.

Тонкая фанера идет винтом. Толстая фанера уже не дешева. И опять-таки, на голову упадет - убьет.

Оргалит! Вот поистине божественный материал! Копеечный, любого формата, легкий, винтом не идет, на выбор предлагает гладкую и рифленую поверхности. Мечта, одним словом. Ван Гог не рисовал на оргалите, только потому, что в его время не было оргалита. Я уверен, он бы полюбил его, не меньше моего. Картин 200, наверное, в России я нарисовал на оргалите. Со всевозможными комбинациями грунтов.

Каков же был мой шок, когда я увидел цены на оргалит в Израиле! Оргалит тут считается полноценным мебельным материалом. Как дубовая доска. Ни о какой экономии речь вообще не идет. Оргалит потерял всякую привлекательность. В киббуце, где мы жили вначале, я снял заднюю оргалитную стенку от шкафа, распилил ее и пустил на творчество. Но больше пилить было нечего. Несколько месяцев я рисовал на плотной бумаге, пропитывая ее акриловой грунтовкой. Забавно, но не то.

Ситуация неопределенности тянулась до первого Песаха. На Песах улицы городов просто заполнились старыми вещами, от которых израильтяне избавлялись. В том числе от старых картин. В том числе больших, а то и очень больших форматов. Немного сноровки, и я был обеспечен холстами до следующего Песаха.

Некоторые картины были в довольно крепких рамах. Рамы сии со временем стали подрамниками, а в качестве холста я натянул на них так же свеженайденную, вручную постиранную и на глаз раскроенную трехметровую скатерть. Я чувствовал себя художником Монмартра начала прошлого века. Все великие еще не были известными, влачили бытовое существование, а их готовые картины стоили дешевле, чем грунтованные холсты.

9 июля 2023 г.
Non frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora.

Когда черновики Пушкина стали широко доступны, специалисты и обыватели были поражены, какая титаническая работа стояла за финальной легкостью стиха. Многослойная правка одних и тех же строк свидетельствует о том, с каким трудом Пушкин искал не только сюжетные варианты, но и словесные определители.

А ведь то - Пушкин!

Меня всегда ставит в тупик вопрос: за сколько ты нарисовал ту или иную картину? Допустим, втирал в нее краску я 15 минут. И два года перед этим искал композицию. За сколько же я ее нарисовал?

12 октября 2017 г.
Водичка дырочку найдет.

Для любого художника важно попробовать себя в смежных ремеслах. Рисовальщику необходимо получить представление о скульптуре – лепке, гончарке, резьбе по дереву. Это дает ощущение объема, чувство материала. Не только отсечь все лишнее, но добавить отсутствующую пустоту.

Моей скульптурной школой стала гидроабразивная резка – современный высокотехнологичный метод.

Один недостаток – нет непосредственного контакта, камень видишь через призму Автокада.

10 мая 2016 г.
Ab ovo.

18 января 2015 г.
Виток.
2013:
2003:
5 января 2014 г.
Художник и мировой кризис.
больше всего хочется, когда нельзя. когда нет возможности. поэтому как только возникают финансовые проблемы сразу хочется заняться монументальным проектом. и как следствие - требующим вложений.

но выход есть - берем (на хозяйственном рынке) лист оргалита 1.2 х 2.5м (160р) и распиливаем (на месте) на 10 кусков 60 х 50см. получаем стоимость куска - 16р. (холст аналогичного размера - от 350р.) 50 х 60 или чуть больше (50 х 70, 40 х 60) оказывается оптимальным размером. в меру монументальным, удобным для работы, транспортировки, хранения, реализации. эксперимента ради обязательно надо написать одно полотно 1,5 х 1,5м.

идем в хозяйственный и покупаем банку белой масляной краски - 0.9кг за 80р. (для сравнения тюбик 120мл в художественном магазине 130р.) этой краски хватит загрунтовать весь оргалит и даже непосредственно на художества останется. грунтовать лучше добавив колеру за 40р.

преимущества хозяйственной маслянной краски являются ее и недостатками. (я замечал, что так вообще со всякими вещами и явлениями.) она жидковата. и она довольно быстро подсыхает. это здорово для грунтования, но при непосредственно живописании лучше под рукой иметь живичный скипидар. продается в аптеке и в отличие от уайт-спирита имеет благородный аромат.

купить в том же хозяйственном для подмалевка тонкую и среднюю кисти за 20 и 25р. совсем сэкономить на кистях не выйдет. и для детальной прорисовки еще парочка приличных кистей все же понадобится (40-60р в зависимости от производителя). идем в художественный салон. для оргалита хороша щетина и только щетина. синтетика тоже хороша, но облазит от оргалита в момент.

3 тюбика масляной краски по 60мл (цена 40-80р за тюбик в зависимости от цвета и марки): жолтый, красный, синий. не забываем, что белого у нас есть и много. далее:
оранжевый = красный + жолтый;
зеленый = жолтый + синий;
фиолетовый = красный + синий;
коричневый = красный + синий + жолтый.
хотим осветлять - добавляем белый, хотим затемнять - коричневый. от палитры в привычном ее понимании советую отказаться вовсе. лучше купить упаковку одноразовый пластиковых стаканчиков и смешивать прямо в них. не забываем добавлять живичного скипидару.

ну и чтобы увековечить всю эту красоту хорошо подойдет автомобильный лак в спрее. 150р балон (в любом автомагазине). на 10 оргалитов потребуется 2 балона. (художественного лака потребуется в среднем на 120р на полотно). попытка еще более удешевить процесс и использовать древесный хозяйственный лак из банок не увенчалась успехом - хозяйственный лак чуть нахрен все не разъел.

дешево и сердито. вуаля!

21 января 2011 г.
Молодая шпана.
одна голова хорошо, а две лучше. так была придумана конная милиция.
а вот, собственно, и лошадка:
13 октября 2009 г.
Размер.

что бы там не говорили, а размер есть размер. величие писателя определяется количеством шкафов, требуемых под его собрание сочинений.
величие художника определяется требуемой высотой потолков.

так считаю я и ведущие музеи мира.

в 2008 году я замахнулся на 1м2.
ещё подрастем?

19 февраля 2009 г.
Багет.

живопись живописью, но даже самая убогая работа, выполненная на холсте и вставленная в багет, всегда будет выигрышнее и привлекательнее самой высокотехничной, выполненной на оргалите и лишенной дополнительного оформления.

к такому мнению прихожу я и совет директоров IKEA.

поэтому, в 2007 году все свои шедевры я заключил в золотые рамы.

10 января 2008 г. Стихи.

чтобы описать прошедший 2006-ой, я приведу несколько четверостиший, написанных в нем же. это должно многое объяснить.

I
дела, заботы и дела.
корнеги в пику и ответом
не лучше ль просыпаться с бодуна?
что бы тревожила лишь мысль,
что лопнет голова.

II
пройдут запои
спадет с лица опухлость
и ясность мысли
пронзит на вылет тупость

не будет каждый день
днем взятия бастилии
но стану ли я счастливее?...

III
любовь оставляет на сердце ожоги
как жаль не могу влезть тебе под кожу
не могу быть ближе и осторожней
я весь наружу ты вся невозможна

IV
чуть больше брутальности
чуть меньше брутальности
я не хотел бы дойти достичь крайности
у кого то лечица
у кого то не лечица
разве это повод отказать в человечности?

концы и конечности

V
трясутся руки по утрам,
как хер у птицы трясогузки,
дай мне стакан и отъебись
с ценой и смысловой нагрузкой.

так, собственно, и год прошел.

10 января 2007 г.
Лесозаготовки.
меня часто спрашивают, как я придумываю свои картины? с чего все начинается? отвечаю:
собственно, именно так выглядит начальный этап работы над полотном. я пилил, Коля-Вова фоткал. нет, что б помочь ; ))
1 марта 2005 г.
Художник голых баб.

я рисовал животных. рисовал цветочки. рисовал дома. и снова животных.
а потом неожиданно (но вполне закономерно!) стал рисовать голых баб.
не с натуры. а так, по общим представлениям о них. к примеру, первой я нарисовал голую негритянку.
в реальной жизни я никогда не видел живой голой негритянки. просто в тот момент у меня было четыре тюбика коричневой краски.
и ничего лучшего для их намазывания я не придумал.

рисование голых баб было встречено общественностью вобщем то прохладно.
хотя, это такая тема, где не каждый скажет, что думает.
к примеру, когда по телеку показывают эротику (а то и порно!) на следующий день все ругаются и плюются.
но при этом смотрят до конца. за уши не оттащишь.
так же, изображение женского тела моей техникой женщинам и вправду должно быть безразлично.
а мужикам вообще все безразлично. так что удивляться тут не приходится.
однако, это не значит, что я тут же вернулся к цветочкам и птичкам.
вовсе нет. закономерность наступления этапа изображения обнаженного тела в том, что он приходит именно с опытом.
с изменением понимания процесса.

была недавно беседа с S. как то она, как мне показалось, была настроена в штыки против голых баб.
а надо сказать, что S. весьма увлечена своей коллекцией фотоаппаратов. а фото и живопись не очень далеко ушли друг от друга.
я ее попросил назвать сюжеты для изображения (фото, картинку, т.п.). лично я открыл для себя, что их не так уж и много:
1. природа
- пейзаж;
- животное;
- растение;
2. техноген
- город;
- машина;
3. человек
- лицо;
- тело;
- отношение к нему.

при этом, каждый пункт может быть статичен или динамичен. это тоже сюжет, а не способ реализации сюжета.

S. мне указала на важное упущение - "АБСТРАКЦИЮ", с чем я не мог не согласиться.
но на этом направления сюжетов и кончились.
придумайте сами сюжет, и я покажу вам, что он - комбинация вышеуказанных.

я не хочу сказать, что приемлю любую форму, раз приемлю форму творчества голых баб. вовсе нет. это очень тонкий вопрос.
то что удавлось, к примеру, Модильяни в два мазка, на мой взгляд так и не удалось многим именитым.
не буду говорить кому, т.к. это субъективно, а раз так, то и не зачем людей обижать.
изображая голую бабу ты говоришь, что это - то что изображено - и есть хорошо.
иначе зачем изображать плохую голую бабу? плохую бабу лучше нарисовать в одежде.

таким образом, изображение голых баб - важный столп сюжетной живописи. не будем забывать об этом.

26 ноября 2004 г.
Бесполезные советы.

Я, как и все, очень люблю советовать. и этот пост посвящается бесполезным советам для людей, которые планируют заняться живописью, но никогда не займутся. хочу сразу оговориться, что не могу посоветовать ничего путного в принципе, потому как из всех искусств обучался только одному - дудеть в дуду. и то без успеха.

Жолтый - король цветов. его можно добавлять в любой цвет, отчего тот станет только лучше. только в чорный нельзя добавлять. вернее можно, только бестолку. потому что чорный - сам король. зато комбинацией чистого жолтого и чистого чорного можно создать абсолютный шедевр.

Всегда уделяй внимание мелочам. однако никогда не опускайся до того, чтоб рисовать своим персонажам реснички и прочую дрянь.

Выбери свою поверхность для рисования. после долгих поисков и экспериментов лично я обнаружил, что мне больше всего подходит оргалит, которым обиты стены моего офиса. с тех пор я рисую только на нем. а в офисе идет капитальный ремонт.

Жизнь чертовски коротка. а рукописи все же горят. и еще как! так что не трать времени на тушь, акварель, гуашь, цветные мелки. все глупости. масло - выбор достойный достойных.

Не покупай кистей по 3р. и по 103р. не покупай. покупай по 25р. и периодически обновляй свой инструмент.

Работы, которые тебе не нравятся не стоит уничтожать или выбрасывать. просто раздавай знакомым. только не вздумай брать денег - перестанут брать товар.

Работы, которые тебе нравятся, раздавать не стоит. складывай их в чуланчик до лучших времен - сохранней будут.

Терпение и аккуратность - залог успеха. чувство вкуса можно привить. технику - нарастить. но если нет аккуратности и терпения - все без толку.

И, наконец, самое главное - реши для себя чего ради это все? снимаешь стресс? сломался телевизор и вечером нечем заняться? хочешь денег и славы? реши и следуй своему решению. не стоит заниматься дизайном интерьера и рассуждать о революции духа. также не стоит готовить революцию духа и ожидать прижизненного понимания. или добившись прижизненного понимания требовать еще и прижизненного признания.

Есть люди, которые считают, что художник должен быть голодным. я так не считаю. пусть голодают сами. художник должен быть сыт, обут, одет. так же рекомендуется наливать ему рюмочку. одну - к обеду. и тогда художник не будет думать о быте, а только об искусстве. а когда художник голоден, плохо одет и беден - это путь к прогрессивному алкоголизму.

2004 г.