Рисование для меня никогда не имело коммерческой основы. Я этим не зарабатывал. Но это и не должно было быть финансовой дырой, засасывающей семейный бюджет. Поэтому коммерческая оптимизация расходов всегда была в режиме ВКЛ. Какой материал самый дорогой в рисовании маслом?
Нет, совсем не краски. В конце концов, на грунт можно пустить хозяйственную краску, на подмалевок и фон можно развести художественную краску разбавителем совсем жиденько. А на прорисовку идет совсем чуть. Самое дорогое - это холсты. А точнее - подрамники. Вопрос "на чем рисовать?" актуален всегда.
В России я экспериментировал всевозможными способами: от самостоятельной натяжки холстов, до ухода от холста в сторону картона, оргалита, фанеры, ДСП, ДВП. Картон - отличный. Дешевый, просто резать, элементарно повесить на любую поверхность. Но уже на этапе грунтовки картон идет винтом. И это невыносимо. Плиты дешевы в покупке. Чуть сложнее форматировать. Но вес такой, что вешать на стену страшно. Лучше прислонить.
Тонкая фанера идет винтом. Толстая фанера уже не дешева. И опять-таки, на голову упадет - убьет.
Оргалит! Вот поистине божественный материал! Копеечный, любого формата, легкий, винтом не идет, на выбор предлагает гладкую и рифленую поверхности. Мечта, одним словом. Ван Гог не рисовал на оргалите, только потому, что в его время не было оргалита. Я уверен, он бы полюбил его, не меньше моего. Картин 200, наверное, в России я нарисовал на оргалите. Со всевозможными комбинациями грунтов.
Каков же был мой шок, когда я увидел цены на оргалит в Израиле! Оргалит тут считается полноценным мебельным материалом. Как дубовая доска. Ни о какой экономии речь вообще не идет. Оргалит потерял всякую привлекательность. В киббуце, где мы жили вначале, я снял заднюю оргалитную стенку от шкафа, распилил ее и пустил на творчество. Но больше пилить было нечего. Несколько месяцев я рисовал на плотной бумаге, пропитывая ее акриловой грунтовкой. Забавно, но не то.
Ситуация неопределенности тянулась до первого Песаха. На Песах улицы городов просто заполнились старыми вещами, от которых израильтяне избавлялись. В том числе от старых картин. В том числе больших, а то и очень больших форматов. Немного сноровки, и я был обеспечен холстами до следующего Песаха.
Некоторые картины были в довольно крепких рамах. Рамы сии со временем стали подрамниками, а в качестве холста я натянул на них так же свеженайденную, вручную постиранную и на глаз раскроенную трехметровую скатерть. Я чувствовал себя художником Монмартра начала прошлого века. Все великие еще не были известными, влачили бытовое существование, а их готовые картины стоили дешевле, чем грунтованные холсты.
Когда черновики Пушкина стали широко доступны, специалисты и обыватели были поражены, какая титаническая работа стояла за финальной легкостью стиха. Многослойная правка одних и тех же строк свидетельствует о том, с каким трудом Пушкин искал не только сюжетные варианты, но и словесные определители.
А ведь то - Пушкин!
Меня всегда ставит в тупик вопрос: за сколько ты нарисовал ту или иную картину? Допустим, втирал в нее краску я 15 минут. И два года перед этим искал композицию. За сколько же я ее нарисовал?
Для любого художника важно попробовать себя в смежных ремеслах. Рисовальщику необходимо получить представление о скульптуре – лепке, гончарке, резьбе по дереву. Это дает ощущение объема, чувство материала. Не только отсечь все лишнее, но добавить отсутствующую пустоту.
Моей скульптурной школой стала гидроабразивная резка – современный высокотехнологичный метод.
Один недостаток – нет непосредственного контакта, камень видишь через призму Автокада.
но выход есть - берем (на хозяйственном рынке) лист оргалита 1.2 х 2.5м (160р) и распиливаем (на месте) на 10 кусков 60 х 50см. получаем стоимость куска - 16р. (холст аналогичного размера - от 350р.) 50 х 60 или чуть больше (50 х 70, 40 х 60) оказывается оптимальным размером. в меру монументальным, удобным для работы, транспортировки, хранения, реализации. эксперимента ради обязательно надо написать одно полотно 1,5 х 1,5м.
идем в хозяйственный и покупаем банку белой масляной краски - 0.9кг за 80р. (для сравнения тюбик 120мл в художественном магазине 130р.) этой краски хватит загрунтовать весь оргалит и даже непосредственно на художества останется. грунтовать лучше добавив колеру за 40р.
преимущества хозяйственной маслянной краски являются ее и недостатками. (я замечал, что так вообще со всякими вещами и явлениями.) она жидковата. и она довольно быстро подсыхает. это здорово для грунтования, но при непосредственно живописании лучше под рукой иметь живичный скипидар. продается в аптеке и в отличие от уайт-спирита имеет благородный аромат.
купить в том же хозяйственном для подмалевка тонкую и среднюю кисти за 20 и 25р. совсем сэкономить на кистях не выйдет. и для детальной прорисовки еще парочка приличных кистей все же понадобится (40-60р в зависимости от производителя). идем в художественный салон. для оргалита хороша щетина и только щетина. синтетика тоже хороша, но облазит от оргалита в момент.
3 тюбика масляной краски по 60мл (цена 40-80р за тюбик в зависимости от цвета и марки):
жолтый, красный, синий. не забываем, что белого у нас есть и много. далее:
оранжевый = красный + жолтый;
зеленый = жолтый + синий;
фиолетовый = красный + синий;
коричневый = красный + синий + жолтый.
хотим осветлять - добавляем белый, хотим затемнять - коричневый. от палитры в привычном ее понимании советую
отказаться вовсе.
лучше купить упаковку одноразовый пластиковых стаканчиков и смешивать прямо в них. не забываем добавлять
живичного скипидару.
ну и чтобы увековечить всю эту красоту хорошо подойдет автомобильный лак в спрее. 150р балон (в любом автомагазине). на 10 оргалитов потребуется 2 балона. (художественного лака потребуется в среднем на 120р на полотно). попытка еще более удешевить процесс и использовать древесный хозяйственный лак из банок не увенчалась успехом - хозяйственный лак чуть нахрен все не разъел.
дешево и сердито. вуаля!
что бы там не говорили, а размер есть размер. величие писателя определяется количеством шкафов, требуемых под
его собрание сочинений.
величие художника определяется требуемой высотой потолков.
так считаю я и ведущие музеи мира.
в 2008 году я замахнулся на 1м2.
ещё подрастем?
живопись живописью, но даже самая убогая работа, выполненная на холсте и вставленная в багет, всегда будет выигрышнее и привлекательнее самой высокотехничной, выполненной на оргалите и лишенной дополнительного оформления.
к такому мнению прихожу я и совет директоров IKEA.
поэтому, в 2007 году все свои шедевры я заключил в золотые рамы.
чтобы описать прошедший 2006-ой, я приведу несколько четверостиший, написанных в нем же. это должно многое объяснить.
I
дела, заботы и дела.
корнеги в пику и ответом
не лучше ль просыпаться с бодуна?
что бы тревожила лишь мысль,
что лопнет голова.
II
пройдут запои
спадет с лица опухлость
и ясность мысли
пронзит на вылет тупость
не будет каждый день
днем взятия бастилии
но стану ли я счастливее?...
III
любовь оставляет на сердце ожоги
как жаль не могу влезть тебе под кожу
не могу быть ближе и осторожней
я весь наружу ты вся невозможна
IV
чуть больше брутальности
чуть меньше брутальности
я не хотел бы дойти достичь крайности
у кого то лечица
у кого то не лечица
разве это повод отказать в человечности?
концы и конечности
V
трясутся руки по утрам,
как хер у птицы трясогузки,
дай мне стакан и отъебись
с ценой и смысловой нагрузкой.
так, собственно, и год прошел.
собственно, именно так выглядит начальный этап работы над полотном. я пилил, Коля-Вова фоткал. нет, что б помочь ; ))
я рисовал животных. рисовал цветочки. рисовал дома. и снова
животных.
а потом неожиданно (но вполне закономерно!) стал рисовать голых баб.
не с натуры. а так, по общим представлениям о них. к примеру, первой я
нарисовал голую негритянку.
в реальной жизни я никогда не видел живой голой негритянки. просто в тот
момент у меня было четыре тюбика коричневой краски.
и ничего лучшего для их намазывания я не придумал.
рисование голых баб было встречено общественностью вобщем
то прохладно.
хотя, это такая тема, где не каждый скажет, что думает.
к примеру, когда по телеку показывают эротику (а то и порно!) на следующий
день все ругаются и плюются.
но при этом смотрят до конца. за уши не оттащишь.
так же, изображение женского тела моей техникой женщинам и вправду должно
быть безразлично.
а мужикам вообще все безразлично. так что удивляться тут не приходится.
однако, это не значит, что я тут же вернулся к цветочкам и птичкам.
вовсе нет. закономерность наступления этапа изображения обнаженного тела
в том, что он приходит именно с опытом.
с изменением понимания процесса.
была недавно беседа с S. как то она, как мне показалось,
была настроена в штыки против голых баб.
а надо сказать, что S. весьма увлечена своей коллекцией фотоаппаратов. а
фото и живопись не очень далеко ушли друг от друга.
я ее попросил назвать сюжеты для изображения (фото, картинку, т.п.). лично
я открыл для себя, что их не так уж и много:
1. природа
- пейзаж;
- животное;
- растение;
2. техноген
- город;
- машина;
3. человек
- лицо;
- тело;
- отношение к нему.
при этом, каждый пункт может быть статичен или динамичен.
это тоже сюжет, а не способ реализации сюжета.
S. мне указала на важное упущение - "АБСТРАКЦИЮ",
с чем я не мог не согласиться.
но на этом направления сюжетов и кончились.
придумайте сами сюжет, и я покажу вам, что он - комбинация вышеуказанных.
я не хочу сказать, что приемлю любую форму, раз приемлю
форму творчества голых баб. вовсе нет. это очень тонкий вопрос.
то что удавлось, к примеру, Модильяни в два мазка, на мой взгляд так и
не удалось многим именитым.
не буду говорить кому, т.к. это субъективно, а раз так, то и не зачем
людей обижать.
изображая голую бабу ты говоришь, что это - то что изображено - и есть
хорошо.
иначе зачем изображать плохую голую бабу? плохую бабу лучше нарисовать
в одежде.
таким образом, изображение голых баб - важный столп сюжетной живописи. не будем забывать об этом.
Я, как и все, очень люблю советовать. и этот пост посвящается бесполезным советам для людей, которые планируют заняться живописью, но никогда не займутся. хочу сразу оговориться, что не могу посоветовать ничего путного в принципе, потому как из всех искусств обучался только одному - дудеть в дуду. и то без успеха.
Жолтый - король цветов. его можно добавлять в любой цвет, отчего тот станет только лучше. только в чорный нельзя добавлять. вернее можно, только бестолку. потому что чорный - сам король. зато комбинацией чистого жолтого и чистого чорного можно создать абсолютный шедевр.
Всегда уделяй внимание мелочам. однако никогда не опускайся до того, чтоб рисовать своим персонажам реснички и прочую дрянь.
Выбери свою поверхность для рисования. после долгих поисков и экспериментов лично я обнаружил, что мне больше всего подходит оргалит, которым обиты стены моего офиса. с тех пор я рисую только на нем. а в офисе идет капитальный ремонт.
Жизнь чертовски коротка. а рукописи все же горят. и еще как! так что не трать времени на тушь, акварель, гуашь, цветные мелки. все глупости. масло - выбор достойный достойных.
Не покупай кистей по 3р. и по 103р. не покупай. покупай по 25р. и периодически обновляй свой инструмент.
Работы, которые тебе не нравятся не стоит уничтожать или выбрасывать. просто раздавай знакомым. только не вздумай брать денег - перестанут брать товар.
Работы, которые тебе нравятся, раздавать не стоит. складывай их в чуланчик до лучших времен - сохранней будут.
Терпение и аккуратность - залог успеха. чувство вкуса можно привить. технику - нарастить. но если нет аккуратности и терпения - все без толку.
И, наконец, самое главное - реши для себя чего ради это все? снимаешь стресс? сломался телевизор и вечером нечем заняться? хочешь денег и славы? реши и следуй своему решению. не стоит заниматься дизайном интерьера и рассуждать о революции духа. также не стоит готовить революцию духа и ожидать прижизненного понимания. или добившись прижизненного понимания требовать еще и прижизненного признания.
Есть люди, которые считают, что художник должен быть голодным. я так не считаю. пусть голодают сами. художник должен быть сыт, обут, одет. так же рекомендуется наливать ему рюмочку. одну - к обеду. и тогда художник не будет думать о быте, а только об искусстве. а когда художник голоден, плохо одет и беден - это путь к прогрессивному алкоголизму.